• Социальная ответственность +375 (17) 285-64-57
    Мы всегда Вам рады!
    Обращайтесь!
  • Социальная защита +375 (17) 285-64-57
    Мы всегда Вам рады!
    Обращайтесь!


Законодательная база, ссылки                Online-консультирование                Заполните анкету и пришлите на указанный email

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

27 ноября 2014 г. в 11.00 часов в Актовом зале Первомайского исполнительного комитета г. Минска (пер. Чорного К. д. 5) ОО «Белорусский фонд социальной защиты бывших военнослужащих» совместно с Комиссией по национальной безопасности, Комиссией по труду и социальной защите населения РБ, представителями Палаты представителей Национального Собрания РБ провели «круглый стол» по проблеме: "Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Состояние. Перспективы."

 

 

В работе стола приняли участие:

  • Валевач З.А. — депутат Комиссии по национальной безопасности ПП;
  • Гошко В.В. — зав. Отделом Секретариата ПП;
  • Мазура О.В. — ведущий специалист Управления социальной поддержки МинТруда и СоцЗащиты;
  • Каштальян А.А. — зам. Главы Администрации Первомайского р-на г. Минска;
  • руководители ОО: Прокопович В.М., Свиридов Г.В. Прокопович М.В.; — ОО «Белорусский фонд социальной защиты бывших военнослужащих»;
  • Рогозянский Б.А. — РОО «СОЗ»;
  • Пашевич С.А. — ОО «ФСЗБВ „ВИЗА"» г. Гомель;
  • Сенько Н.К. — «Ассоциация инвалидов войны в Афганистане»;
  • Авласенко В.В. — ветеранская организация 120-й дивизии;
  • Кохан Н.Н. — ветеранская организация Пограничного Комитета РБ;
  • Окружко С.А. — Международный Союз советских офицеров;
  • Поротников А.Е.; Титов И.Я.;
  • представители СМИ: Голод И.В. — информационное Агентство «Минск-Новости»;
  • Пожого С.Г. — «Минский курьер»;
  • Улитёнок Г.А. — «Беларусь-сегодня».
С информационным сообщением о подготовке круглого стола выступил Прокопович В.М.: Основная цель проведения круглого стола — анализ причин падения престижа воинской службы. Одна из основных причин – состояние социальной защиты и социальной защищённости в/служащих в запасе/отставке и членов их семей. 
 
Основные вопросы, которые были рассмотрены в ходе дискуссии

1. Принципы государственной политики в области социальной защиты:

·Сочетание личных интересов военнослужащих и интересов государства при взаимной и равной ответственности.

·Осуществление социальной защиты военнослужащих на компенсационной основе с обеспечением добровольности принятия ими тягот и лишений воинской службы.
·Включение в сферу действия социальной защиты военнослужащих, членов их семей, а также уволенных.
·Создание системы государственных органов, осуществляющих социальную защиту- от высшего политического руководства, органов власти до органов самоуправления.
·Т.о. фактически до конца не выполняется ни один принцип!

 

2. Социальная защита военнослужащих — функция социального государства:

Социальная защита - это деятельность органов государственного и военного управления, ОО, должностных лиц по реализации установленных для военнослужащих, лиц уволенных с в/сл, и членов их семей прав и свобод, льгот и гарантий.

Социальная защищённость - гарантированность осуществления прав и свобод в/сл и чл их семей, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, предоставление льгот и компенсаций за особые условия военнослужащих.
- обеспечение социальной защищённости военнослужащих и членов их семей невозможно без создания её правовых основ, под которыми понимаются законодательные и иные нормативные акты, закрепляющие права, свободы и льготы военнослужащих и их семей, гарантии их реализации.

Правовые исоциальные гарантиивоеннослужащим ичленам ихсемей вРБ:
*Основополагающие законодат.инормативно-правовые акты РБ:
-Закон РБ «Остатусе военнослужащих» от13.11.1992г.
-Закон РБ «Опенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальственного ирядового состава орг.внутр.дел» 1992г.
-Закон РБ «Оветеранах» от12.7.2001г.
-Указы Пр РБ №349 (обупорядочении льгот),446 (осоциальных гарантиях),483 (омерах поускорению строительства жилья)
-Закон РБ «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007г. с изм. от 30.11.2010г.

 

*Законодательство СНГ:

-Соглашение государств-участниковСНГ от14.02.92г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей»

-Соглашение Государств-участников СНГ от15.05.92г. «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования.»

 

Механизм соц.защиты военнослужащих и членов их семей:

*правовое закрепление порядка иправил предоставления военнослужащим ичленам ихсемей.
*определённый бюджетом объём финансирования насоциально-экономическое обеспечение военнослужащих
*юридическая ответственность должностных лиц игос органов засоблюдение предоставлениязаконных прав ильгот
*контроль обеспечения должностными лицами игосударственными органами социальной защищённости.

 

 

А как на практике реализуется этот механизм?

*какие структуры реализовывали государственную политику всфере социальной защиты военнослужащих ичленов ихсемей:

-91-92 - основное бремя легло на Фонд; совместно с Союзом офицеров запаса г.Минска было много сделано при решении в Правительстве, Парламенте вопросов, касающихся статуса, пенсионного, медицинского, санаторно-курортного, жилищного обеспечения военнослужащих.

-93-94 - благодаря настойчивости Фонда создан Комитет по делам военнослужащих, воинов-интернационалистов и семей погибших; Ему было предоставлено право координации деятельности министерств, ведомств, органов местной власти при решении проблем в погонах.

-95-01 - Управление по делам военнослужащих, воинов-интернационалистов и членов их семей; Совместная работа Управления, Фонда, Союза офицеров запаса г.Минска принесла хорошие результаты: улучшено пенсионное обеспечение, решены жилищные проблемы, не допущен произвол в отмене медицинских гарантий, улучшено пенсионное обеспечение вдов. (Ук Пр №516 2001г. о реформировании структур исполнительной власти— объединяют Министерство труда и Министерство социальной защиты - Управление исчезает);

2001г.-структуры всистеме государственного управления, занимающейся проблемами военнослужащих, воинов интернационалистов, семьями погибших,членами семей в РБ— НЕТ.

*Министерство обороны— занимается действующими + пенсионное обеспечение;

МТиСЗ— занимается проблемами ВЕТЕРАНОВ (2.6млн. гражданских лиц + 150-180тыс. военнослужащих сотрудников правоохранительных органов, включая и вдов погибших!

 

3.Состояние социальной защищённости военнослужащих всовременных условиях:

Не решена узловая проблема социальной защиты— устранение противоречий между обязанностями военнослужащих и их конституционными правами:

- конституция декларирует широкий круг прав и свобод личности — но реальный уклад армейской жизни разительно отличается от конституционных норм:

  • труд свободен, каждый волен выбирать род деятельности и профессию - но армия держится на строго регламентированном военном труде;
  • каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность - армия живёт по уставу;
  • жилище— неприкосновенно— вармии— это казармы, общежития, анежилище;
  • свобода передвижения— военнослужащие в силу своих служебных обязанностей - серьёзно ограничены;
  • свобода в выборе места жительства;
  • угроза жизни-!!!

Т.о. государство, с одной стороны, предоставляет военнослужащим те же права и свободы, что и остальным, а, с другой стороны, принимает нормативные акты, где эти права этой категории людей не предусмотрены. А народ не понимает – ПОЧЕМУ ВДРУГ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ В ЗАКОНАХ ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ! (Да потому, что это не привилегии, а компенсация за часть конституционных свобод, которые военнослужащие добровольно уступили, но под определённые гарантии!!! И путь в армии НИКОМУ НЕ ЗАКАЗАН. Только вперёд!

 

 «Ползучее» дезавуирование компенсаций в/сл подзаконными актами:

Вроде бы по одним документам льготы есть. Но – по другим их вроде бы и нет. И не должно быть.
*Соглашения СНГ 92-94гг.— есть, но они не выполняются.

*Закон «О статусе»— 92г. по 20 позициям ухудшил права и гарантии военнослужащих.
*Новый жилищный Кодекс-99 (старый — 83г.) изменения в 12-13-14гг.: убрали из закона категории инвалиды, участники войны, воины-интернационалисты, уволенные в запас (отставку) военнослужащие. Всех – в общую очередь.

*Постановление №1443 от 02.10.2001г.:
-Постановления отменены:
*п.1.1 - право обязательного обеспечения квартирой при увольнении;
*п.1.4 - право получения кредита и дотации на их погашение военнослужащим прослужившим не менее 5 лет и уволенным по болезни
*п.1.6 - право семей, потерявших кормильца, на получение жилья и льготы .
Это значит, что при потере кормильца семьи не могут претендовать на выбор места жительства, постановку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий без предоставления документов о выписке с прошлого места жительства и сдаче занимаемого жилья.

*права военнослужащих, имеющих право на пенсию и принятых на учёт в качестве нуждающихся, на получение жилья по Договору найма до увольнения в запас;

- Введёно Положение этим Постановлением, в котором в п.7 введён возрастной ценз для членов семьи военнослужащего никакими законами не утвержденный (18 лет + 5 лет на институт)). Финансовая помощь ранее выделялась членам семьи, которые проживают с уволенным военнослужащим и включены в список нуждающихся ст.29 Жил Кодекса). А если стояние в очереди займёт 10-15 лет, то член семьи автоматически выбывает из состава

семьи и ситуация по финансовой помощи резко меняется
*Расформирован Центр по переучиванию в Колодищах-!
Мнение чиновников МТиСЗ, Комитета поТрЗанятСЗ— отпала необходимость?! А как быть с увольняемыми каждый год - до 2000 человек? Апроблема

соцадаптации вообще не стоит. Военнослужащий в ней НЕ НУЖДАЮТСЯ???!!!
Давайте проведём анатомию жизни типового военного пенсионера:
-дети ещё не поставлены на ноги— их надо учить!
-как правило квартиры нет (Министерство обороны может после увольнения оставить в списках при части - но мы знаем чем это, как правило, заканчивается) - значит надо снимать квартиру!

-ни МТиСЗ, ни Службы занятости не берут на себя обязанность трудоустройства по специальности. И военнослужащий, имеющий большой опыт управления, которого теперь так не хватает, вынуждены устраиваться абы куда - лучше в охрану.

*Пенсионное законодательство
-Ук Президента №254-ДСП от 04.06.13г. «Об оплате труда государственных служащих и военнослужащих»:
*пп 1.2 - введено понятие «должностной коэффициент» — с учётом уровня их квалификации, степени ответственности и сложности выполняемых функций по занимаемым должностям.

*Должностные коэффициенты были введены Постановлением МТиСЗ от 17.6.13г. Т.е. труд военнослужащего приравняли к гражданскому труду безо всякого учёта тревожности, ненормированного и специфичности рабочего времени…

*Особенно это бьёт по младшим офицерам, прапорщикам, да по всем офицерам, которые несли свою службу не в коридорах центрального управления

ВС. МТиСЗ - разрабатывает этот вопрос?

 

4.Приоритеты социальной защиты военнослужащих ичленов ихсемей:

·Обеспечние комплексного развития социальной защищённости военнослужащих

- создать систему органов государственной власти, осуществляющую защиту военнослужащих и членов их семей
·Создание всеобъемлющей правовой базы по защите интересов военнослужащих
·Обеспечение гарантий соцзащиты
-выделить категорию военнослужащих для первоочередной социальной защиты
-решить жилищную проблему
-разработать и принять Комплексную программу социальной адаптации, психологической реабилитации, переподготовки, трудоустройства.

 

 

По результатам проведенной дискуссии были сделаны следующие выводы:

  • все последующие круглые столы проводить с приглашением высокопоставленных чиновников профильных министерств, в первую очередь, Министерства Обороны;
  • подготовить предложения в Администрацию Президента РБ, в Совет Министров РБ о создании в структуре МТиСЗ, в администрациях облисполкомов и Мингорисполкома отделов по работе с ветеранами силовых структур, участниками боевых действий, локальных войн и членов их семей;
  • разработать пакет изменений в нормативно-правовую базу по военнослужащим и членам их семей, в первую очередь, в Закон « О статусе»;
  • рассмотреть на одном из «круглых столов» вопросы социальной адаптации и психологической реабилитации военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • разработать предложения в области военного образования;
  • офицерам в запасе и отставке необходимо активизировать свою деятельность по адаптации в гражданскую жизнь - рынок диктует свои законы;
  • при рассмотрении проблемных вопросов, касающихся военнослужащих и членов их семей, необходима конкретика: что есть, что плохо, что и где и как нужно изменить;
  • поддержать предложение депутатского корпуса в вопросе организации парламентских слушаний по вопросам изменения законодательства в сфере
  • социальной защиты военнослужащих и членов их семей. 

Председатель ОО «БФСЗБВ» Прокопович В.М. 

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

Председседатель ветеранской орг-и 120-й дивизиии Авласенко В.В.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

       Председатель ветеранской организации Пограничного Комитета Кохан Н.Н.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

        Председатель РОО «Белорусский союз офицеров запаса» Рогозянский Б.А. 

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

 Зам. председателя Ассоциации инвалидов войны в Афганистане Сенько Н.К.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

 

    Депутат Комиссии по НБ ПП НС РБ Валевач З.А. и Зав.отделом Секретариата ПП НС РБ Гошко В.В. 

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

 

 

Участники «круглого стола»

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей. Проблемы. Перспектива.